Как понять, что учитель начальных классов справляется со своей работой?
Отдавая ребенка в учебное заведение, родители хотят удостовериться в том, что в гармонии будут такие важные аспекты школьной жизни, как:
- образовательный процесс;
- внутренние отношения в классе;
- взаимоотношения ребенка и педагога;
Зачастую сложно понять, какая на самом деле атмосфера в классе, но все же можно оценить работу учителя начальных классов по некоторым параметрам.
В школе Сахат за этими важными характеристиками внимательно следит администрация. Такой подход позволяет контролировать учебный процесс и сделать пребывание детей в учреждении максимально комфортным.
Авторитет педагога.
Одним из самых главных критериев оценки работы учителя является его авторитет перед учениками. От этого зависит множество моментов:
- Дисциплина.
Уважаемый педагог всегда сумеет поддерживать на занятии дисциплину – ученики не будут отвлекаться на посторонние разговоры, что благотворно влияет на усвоение получаемых знаний. Особенно это важно в начальных классах, так как малыши еще плохо концентрируются на чем-то одном.
- Доверие к учителю.
Авторитетному педагогу ученики больше доверяют и охотнее задают вопросы, так считают его экспертом.
- Лидерство.
Грамотный учитель всегда демонстрирует детям свою поддержку – они могут ошибаться, совершать промахи, но всегда будут знать, что за ними стоит педагог, который обязательно поможет справиться с трудностями.
Усвоение материала.
Работу преподавателя можно оценивать и по уровню успеваемости своего ребенка. Конечно, в определенных предметах малыш может чувствовать в себя неуверенно, но уже в первом классе становится ясно к каким дисциплинам он имеет склонность.
Стоит поинтересоваться у школьника, все ли ему понятно на уроках, интересно ли на занятиях.
Ведущая функция учителя на первых этапах школьной жизни ученика – это не только передача знаний, но и:
- Их интересное преподнесение.
Стандартные уроки должны чередоваться занятиями в игровой форме, чтобы ребенок не испытывал сильного стресса от большого количества новых знаний.
- Индивидуальный подход.
Педагог должен понимать, что все ребята разные, поэтому для детей могут потребоваться разные методы преподнесения информации.
Контроль знаний.
Оценить работу педагога можно и по тому, как он контролирует уровень знаний своих учеников. Применяться должны разные средства:
- Контрольные и проверочные работы.
Позволяют оценить общий уровень и выявить наиболее очевидные пробелы.
- Тестирование.
Проверка в форме тестов несколько проще, чем контрольные срезы, так как предполагают варианты ответов.
- Опрос.
Опрос помогает не только оценивать усвоение знаний, но и дает возможность ребенку отвечать перед публикой. Особенно важны ответы у доски, так как они помогают раскрыться даже самым робким детям.
Взаимодействие с родителями.
Поддержание постоянного контакта с родителями – еще один показатель заинтересованности педагога в плодотворной работе. Таким образом он может сообщать папе или маме о том, какие предметы ученику даются легко, а какие необходимо подтянуть. А взрослые родственники уже самостоятельно решают, как им помочь малышу – самостоятельно позаниматься дома или нанять репетитора.
Педагог может комбинировать различные способы коммуникации:
- Интерактивно.
Благодаря современным технологиям учитель может всегда быть на связи с родителями посредством социальных сетей и мессенджеров, что позволяет моментально сообщать важную информацию.
- Лично.
В тех случаях, когда социальные сети и телефонные звонки не подходят, преподаватель должен приглашать родителей в класс: случилась внештатная ситуация, конфликт или недопонимание.
- Посредством родительских собраний.
Это оптимальный инструмент и учителю младших классов не следует им пренебрегать. Так все родители смогут встретиться лично и «вживую» решить насущные вопросы при помощи внесения идей или голосования.
Атмосфера в классе.
Конечно, работу педагога можно оценить и по атмосфере в классе.
- Учитель должен стараться создать благоприятные условия для каждого ребенка.
- Преподаватель обязан сообщать о конфликтных ситуациях между детьми напрямую родителям. А также справедливо разрешать все споры и разногласия с позиции взрослого.
- Педагог должен поощрять дружеские отношения в коллективе между учениками, воспитывать в детях товарищество и взаимовыручку.
- Учитель обязательно помогает адаптироваться и влиться в класс новичкам.
Родители могут напрямую спросить ребенка о том, нравится ли ему в классе. Тревожным звоночком, который сигнализирует о том, что среди детей назревает враждебная атмосфера, может стать:
- нежелание идти ребенка в школу;
- школьник внезапно замкнулся;
- малыш потерял всякий интерес к учебе;
- ребенок ни с кем не общается;
Внеклассная активность.
Еще один яркий показатель хорошей работы педагога – это внеурочные мероприятия, которые позволяют сплотить ребят.
- Классные часы.
Учитель может проводить такие уроки и самостоятельно выбирать тематику, чтобы привить ребятам то или иное качество, указать на какую-то проблему, воспитать патриотизм, любовь к искусству.
- Чаепития.
Дети очень любят подобные мероприятия, где в неформальной обстановке можно пообщаться друг с другом и с педагогом.
- Активность вне школы.
Организация субботников походов, туристических поездок, посещение театров и музеев также отличает заинтересованного активного учителя. Во время такой деятельности дети учатся бережно относиться к окружающей природе, начинают интересоваться культурой и искусством, историей родного края.
Общение с другими родителями.
Иногда, чтобы оценить в полной мере профессионализм педагога, стоит пообщаться и с другими родителями, поделиться своими впечатлениями, выслушать мнение собеседника.
Но только если обратить внимание на все критерии, представленные выше, можно адекватно оценить эффективность работы учителя начальных классов.