Арт-терапия: ключевые аспекты и методики для работы с детьми
Дата публикации статьи: 21.02.2021
Арт-терапия для детей — это современное направление терапии, предполагающее использование средств искусства для оказания психологической помощи детям, выстаивания терапевтических отношений и развития.
Методики
Педагог может использовать в работе с дошкольниками следующие направления арт-терапии:
-
лепку;
-
пение;
-
рисование;
-
куклотерапию;
-
драматическое представление;
-
свободное фантазирование и так далее.
Польза арт-терапии
Метод арт-терапии позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, перебороть страхи, справиться со сложной жизненной ситуацией (например, переездом или разводом родителей), снять физическое напряжение.
Также в процессе работы у дошкольника развивается саморефлексия — умение понимать и называть свои чувства. Специалист в ходе занятий может провести диагностику ребенка.
В арт-терапии важен процесс творчества, что переживает и ощущает ребенок. Создавая что-то своими руками, например, из пластилина, дошкольник понимает, что он способен придумать и реализовать свою идею. При этом важно убрать страх сделать что-то плохо или неправильно — у педагога нет цели оценивать труд ребенка. Важная часть работы заключается в обсуждении чувств и эмоций в процессе творчества.
С какими детьми можно проводить занятия арт-терапией
Ограничений по возрасту нет. Начинать занятия можно с двух лет. Нужен хотя бы минимальный интерес к творчеству и возможность говорить о происходящем.
Психолог или воспитатель могут проводить индивидуальные или групповые занятия с детьми. Для маленьких подопечных лучше начать с индивидуальной работы. При этом метод эффективен и при работе в группе из 3–4 человек.
Пример работы со страхами ребенка
Представим, что у дошкольника есть реальный страх, например, он боится собак или огня. В работе с ребенком специалист может использовать техники, позволяющие вернуть контроль над ситуацией. Занятия могут включать сразу несколько направлений — рисование, песочную терапию и сказкотерапию. Пример поэтапной работы с дошкольником:
-
Предложить нарисовать свой страх любыми цветами.
-
Сочинить историю про страх — где он живет, как выглядит.
-
Слепить нарисованный образ. Нужна объемная фигура.
-
Положить фигуру в песочницу и засыпать песком.
В конце работы необходимо посмеяться над страхом. Можно придумать вместе смешную историю. Смех помогает бороться с переживаниями.
Это один пример работы с ребенком, испытывающим страх. Педагог подбирает методики занятий для каждого дошкольника индивидуально. Регулярно появляются новые арт-терапевтические техники, поэтому воспитателям, коррекционным педагогам, психологам для эффективной работы с детьми нужно проходить профессиональное обучение.