Арт-терапия: ключевые аспекты и методики для работы с детьми

Дата публикации статьи: 21.02.2021

Арт-терапия для детей — это современное направление терапии, предполагающее использование средств искусства для оказания психологической помощи детям, выстаивания терапевтических отношений и развития.

Методики

Педагог может использовать в работе с дошкольниками следующие направления арт-терапии:

  • лепку;

  • пение;

  • рисование;

  • куклотерапию;

  • драматическое представление;

  • свободное фантазирование и так далее.

Польза арт-терапии

Метод арт-терапии позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, перебороть страхи, справиться со сложной жизненной ситуацией (например, переездом или разводом родителей), снять физическое напряжение.

Также в процессе работы у дошкольника развивается саморефлексия — умение понимать и называть свои чувства. Специалист в ходе занятий может провести диагностику ребенка.

В арт-терапии важен процесс творчества, что переживает и ощущает ребенок. Создавая что-то своими руками, например, из пластилина, дошкольник понимает, что он способен придумать и реализовать свою идею. При этом важно убрать страх сделать что-то плохо или неправильно — у педагога нет цели оценивать труд ребенка. Важная часть работы заключается в обсуждении чувств и эмоций в процессе творчества.

С какими детьми можно проводить занятия арт-терапией

Ограничений по возрасту нет. Начинать занятия можно с двух лет. Нужен хотя бы минимальный интерес к творчеству и возможность говорить о происходящем.

Психолог или воспитатель могут проводить индивидуальные или групповые занятия с детьми. Для маленьких подопечных лучше начать с индивидуальной работы. При этом метод эффективен и при работе в группе из 3–4 человек.

Пример работы со страхами ребенка

Представим, что у дошкольника есть реальный страх, например, он боится собак или огня. В работе с ребенком специалист может использовать техники, позволяющие вернуть контроль над ситуацией. Занятия могут включать сразу несколько направлений — рисование, песочную терапию и сказкотерапию. Пример поэтапной работы с дошкольником:

  1. Предложить нарисовать свой страх любыми цветами.

  2. Сочинить историю про страх — где он живет, как выглядит.

  3. Слепить нарисованный образ. Нужна объемная фигура.

  4. Положить фигуру в песочницу и засыпать песком.

В конце работы необходимо посмеяться над страхом. Можно придумать вместе смешную историю. Смех помогает бороться с переживаниями.

Это один пример работы с ребенком, испытывающим страх. Педагог подбирает методики занятий для каждого дошкольника индивидуально. Регулярно появляются новые арт-терапевтические техники, поэтому воспитателям, коррекционным педагогам, психологам для эффективной работы с детьми нужно проходить профессиональное обучение.

Комментарии закрыты.