Вячеслав Моше Кантор об искусстве, его важности и поддержке
Дата публикации статьи: 05.02.2021
От общественности к искусству
Репутация Вячеслава Моше Кантора как общественного деятеля, борца против нетерпимости и за толерантность известна широко на международной арене. Не меньше известен он и как бизнесмен, создатель крупного агрохимического холдинга, занимающего по сей день одно из ведущих положений на мировом сельскохозяйственном рынке. Однако куда менее известно то, что Вячеслав Моше Кантор – ещё и признанный почитатель и коллекционер искусства, даже удостоенный места в списке двух сотен крупнейших мировых коллекционеров, составленного уважаемым в культурной сфере порталом ArtNews.
Внимания экспертов Вячеслав Моше кантор и его коллекция картин заслужили тем, что в собрании этом подборка шедевров по-своему уникальна – это прежде всего одной из самых крупных мировых собраний работ авангардистов, преимущественно русского и еврейского происхождения. Отдельного же упоминания заслуживает сам подход коллекционера к собственной коллекции: она стала базой для создания Музея искусства авангарда или МАГМА, крупнейшего частного музея по соответствующей тематике – и возможности для самого широкого зрителя посмотреть шедевры, находящиеся в частном владении.
Широкое признание
Заинтересованность Вячеслава Моше кантора в работах именно мастеров авангарда объясняется многими причинами, не последняя из которых – заинтересованность коллекционера в русской культуре и искусстве, а также в своеобразном восстановлении справедливости в отношении России как родины первопроходцев в этом направлении. Признанные авторы авангарда многие были родом из России, однако перипетии XX века заставили их зачастую жить заграницей – и именно там они добились признания, заставившего принимающие страны со временем и вовсе «присвоить» себе этих мастеров. Нередко даже русский ценить искусства может не знать, что у автора того или иного шедевра русские корни – и Вячеслав Моше Кантор видит особую гордость в том, чтобы вернуть русских художников русской же публике, участвуя в выставках на отечественных площадках.
Такая преданность Вячеслава Моше Кантора делу возрождения интереса к русским художникам как в России, так и за рубежом, не осталась без внимания и самой культурной среды в стране. Так, в 2018 году он получил из рук самого Зураба Церетели мантию почётного члена РАХ (Российской академии художеств), где художник является многолетним президентом. Особой благодарности заслужила и сама идея коллекционера сделать своё собрание мировых шедевров доступной для публики, и участие в крупных выставках и проектах музеев в России, позволившее многим авангардистам впервые выставляться на русской почве.
На разных уровнях
Разумеется, вовлечённость Вячеслава Моше Кантора в культурную сферу не ограничивается работой его собственного музея и непосредственно коллекционированием шедевров – меценат неизменно откликается на призывы так или иначе поучаствовать в поддержке современных и даже начинающих деятелей искусства. В том же 2018 году именно Вячеслав Моше Кантор выступил одним из спонсоров международного конкурса юных скрипачей, который провёл в Уфе сам маэстро Владимир Спиваков. На собственные средства меценат приобрёл и отправил в Россию уникальный приз для победителя конкурса – скрипку работы признанного в Италии скрипичного мастера Антониацци, чья стоимость экспертами оценивалась почти в полторы сотни тысяч долларов. Подарок такого ранга, по задумке маэстро Спивакова, отвечал прежде всего тому высоком уровню, что в игре на скрипке продемонстрировали участвовавшие в конкурсе юные дарования.
Известен Вячеслав Моше Кантор и в Новгородской области. Учитывая то, что в этом регионе располагается одно из крупнейших предприятий его холдинга «Акрон», меценат редко оставляет без внимания реализуемые здесь проекты как в социальной сфере, так и в культурной. Помощью и поддержкой благотворителя, в частности, неизменно пользуется Новгородский музей-заповедник, которому он направляет средства на модернизацию исследовательского оборудования, поддержку изысканий и так далее. Так, не далее чем в 2020 году меценат приобрёл для лаборатории музейного Центра реставрации монументального искусства спектрометр – прибор для тщательного исследования фресок, обнаруженных сотрудниками музея в целом ряде древних церквей на территории области, нуждающихся в реставрации и восстановлении. Директор музея-заповедника в своём благодарственном письме отметила, что своей деятельностью Вячеслав Моше Кантор во многом продолжает древние традиции – те самые, по которым древнерусские купцы неизменно оказывались крупнейшими благотворителями и меценатами искусства и культуры на Руси.