Постановка звука «р» при горловом произношении
Горловой или увулярный ротацизм — это нарушение звукопроизношения, при котором звук «р» артикулируется не кончиком языка у альвеол, а задней частью языка или маленьким язычком. Логопед выясняет историю формирования речи ребенка или взрослого, определяет наличие сопутствующих нарушений, изучает анатомические особенности строения речевого аппарата пациента.
Артикуляционное обследование
Специалист проводит оценку строения и подвижности артикуляционных органов. Особое внимание уделяется языку, губам, зубам, прикусу, мягкому небу и маленькому язычку. Оценивается наличие ограничений в движениях, аномалий строения.
Важно определить тип дыхания (верхнее, нижнее, смешанное), силу выдоха. Также специалист проводит проверку способности пациента различать правильный и неправильный звук «р».
В сложных случаях может требоваться консультация ЛОР-врача для исключения органических патологий, влияющих на артикуляцию.
Способы постановки правильного звука «р»
Одним из способов коррекции горлового ротацизма является артикуляционная гимнастика. Логопед подбирает подходящие упражнения:
- «лопаточка»: широкий язык расслабленно лежит на нижней губе;
- перекатывание воздуха из одной щеки в другую;
- «часики»: кончик языка поочередно касается уголков рта;
- «качели»: язык поднимается к верхним и опускается к нижним зубам;
- «иголочка»: узкий напряженный язык вытягивается вперед;
- «улыбка»: губы растягиваются в широкой улыбке без напряжения;
- «трубочка»: губы вытягиваются вперед, образуя трубочку;
- «заборчик»: губы плотно сжимаются, обнажая зубы;
- надувание щек поочередно и одновременно.
Дополнительно логопед может проводить массаж языка для повышения тонуса мышц, улучшения кровообращения и чувствительности. Специалист также подбирает упражнения на развитие диафрагмального дыхания, удлинение выдоха, получение направленной воздушной струи.
Механический способ
Постановку «р» можно проводить с использованием зондов или шпателей. Логопед аккуратно поднимает кончик языка к альвеолам и производит вибрацию, имитируя правильную артикуляцию звука. В моменте выполнения пациент произносит гласные звуки.
Другим способом является многократное произношения звука «д» с усиленным выдохом. Когда пациент это делает, логопед шпателем или зондом помогает создать вибрацию кончика языка. Также можно произносить звук «з», одновременно выполняя артикуляционные упражнения на подъем языка к альвеолам.
После постановки звука «р» необходимо закрепить правильное произношение в речи путем повторения разных слов и фраз.
Процесс коррекции звукопроизношения может быть длительным и требует от пациента терпения и настойчивости. Важно сохранять положительный настрой и хвалить ребенка или взрослого за успехи.
Дата публикации статьи: 17.06.2021