ИТ-аутсорсинг: разбираемся, что это такое и зачем нужно бизнесу

Дата публикации статьи: 17.08.2021

Не в каждой компании есть сотрудники или отделе, которые могут создать ИТ-продукт с нуля. Можно купить готовый продукт, но такой вариант не всем подходит. Есть другой путь — обратиться за услугами аутсорса. Рассказываем, что такое ИТ-аутсорсинг и как в этом случае идет работа над проектом.

Что такое ИТ-аутсорсинг и какие проекты он позволяет реализовать

Аутсорсинг — это создание продукта или оказание услуги сторонним подрядчиком. В ИТ-сфере это, например, разработка программных продуктов, интерфейса, развитие готового цифрового решения и т.д. Такой формат выбирают, если компании нужно решить одну конкретную задачу, но своих ресурсов на это нет.

Вот какие проекты обычно отдают на ИТ-аутсорсинг:

  • разработка ПО или приложения — например, создание CRM-системы или программы лояльности;

  • дизайн — прототипирование интерфейса сайта или разработка визуальной айдентики;

  • фронтенд-разработка — создание пользовательского интерфейса;

  • бэкенд-разработка — построение логики работы сайта, ПО или приложения ;

  • техническая поддержка — исправление ошибок и багов;

  • доработка готового продукта — добавление новых функций, масштабирование;

  • DevOps — обеспечение бесперебойной работы ИТ-системы компании;

  • аналитика — подготовка технических требований к продукту и рекомендации по интегрированию;

  • тестирование — проверка функций ИТ-продуктов.

Как создают продукт на ИТ-аутсорсинге

Количество этапов зависит от конкретного подрядчика. На практике работа с проектом строится так:

  1. Оценивают бизнес-процессы. На этом этапе определяют цели и задачи будущего продукта, а также формируют к нему требования.

  2. Начинают поиск подрядчика. Смотрят рекомендации и изучают сайты с портфолио ИТ-компаний. В некоторых случаях можно выбрать не только организацию, но и выделенную команду, которая будет работать над проектом.

  3. Проводят исследование вместе с подрядчиком. Цель — определить, какое ИТ-решение подойдёт для бизнес-процессов и задач компании.

  4. Формируют техническое задание (ТЗ). В нём прописывают детали проекта, функции, требования заказчика и ожидаемый результат. Документ позволяет отслеживать ход работы и избежать недопонимания. Также здесь обязательно закрепляют чёткие критерии оценки результата.

  5. Приступают к реализации. В течение этого этапа подрядчик держит заказчика в курсе о статусе разработки. Для этого проводят регулярные собрания, где обсуждают промежуточные результаты, а также держат связь через проектного менеджера. В некоторых случаях для удобства подрядчик предоставляет отчёты о проделанной работе через оговорённые сроки.

  6. Принимают продукт и вносят оплату. Исполнитель передаёт все инструкции, а клиент окончательно рассчитывается за оказанные услуги. Обычно подрядчики предлагают один из двух способов оплаты: Fixed Price или Time & Materials. В первом случае объёмы работы, требования, сроки и цену устанавливают до старта проекта — она уже не меняется. Во втором случае оплачивают фактическое время, которое затратил исполнитель — такая система позволяет корректировать ТЗ и дорабатывать продукт.

Поскольку разработкой продукта занимается сторонняя компания, заказчику важно обезопасить себя и бизнес-процессы компании. Например, сделать это можно с помощью NDA. Это документ о неразглашении информации, который подписывают обе стороны. Ещё один способ защиты — предоставить подрядчику тестовые базы для проверки продукта, которые полностью копируют реальные. В этом случае если возникнут сбои, то они не повлияют на бизнес-процессы компании.

Аутсорсинг и аутстаффинг: в чём разница

Иногда в перечне услуг ИТ-компании можно увидеть не только аутсорсинг, но и аутстаффинг. Рассказываем, в чём разница двух подходов:

Аутсорсинг. Заказчик отдаёт на разработку «под ключ» одну конкретную задачу. Результат сотрудничества — готовое ИТ-решение. Сами исполнители работают в это время на компанию-подрядчика.

Аутстаффинг. Заказчику не хватает ресурсов, и ему нужны сотрудники в ИТ-отдел для выполнения конкретных функций на постоянной основе. Формально такие исполнители числятся в штате у подрядчика, но по факту работают у клиента. Так можно сократить расходы на персонал — компании не приходится решать вопросы с трудоустройством и выплатами.

Заключение

Аутсорсинг позволяет заказчику поручить работу над продуктом сотрудникам с нужными компетенциями. Не нужно самостоятельно искать таких работников, тратить время на их трудоустройство и адаптацию ради разовой задачи. Сам заказчик в этом время может сосредоточиться на стратегических задачах и бизнес-процессах.

Комментарии закрыты.