О психологических и этических основах древнекитайского права
На всем протяжении развития китайского государства самым важным с точки зрения законности было следование этическим нормам, базирующимся на безусловном почтении и послушании старшим, родителям, на преданности власть имущим и вообще знати.
На раннем этапе становления государства и права моральные нормы не отделялись от существовавших религиозных норм и, по сути, сформировались благодаря им. По мере укрепления власти и авторитета людей, требования исполнять приказы властителей, невозможность применения только религиозных законов в области человеческих отношений послужили толчком к постепенному отделению мирских, светских норм от религиозных канонов.
Когда в шестом веке до нашей эры создал свое учение великий педагог и философ Конфуций, житейские правила обрели более внятное выражение, стали более конкретизированы. Следует отметить, что фундаментом для конфуцианских идей стали все те же основополагающие ценности – семья, род, почитание старших младшими; гармонизированное отношение к природе; «естественный порядок», иначе говоря, присущие людям естественным образом добродетель и милосердие, которые должны проявляться в поведении человека в целом.
Конфуций во главу угла ставил не закон, а традиции, моральные нормы, поведение некоего идеального человека, базирующееся на чувстве меры и побуждающее индивидуум к мягкости, готовности к компромиссам и уступкам. В случае соблюдения этих условий можно достичь того, к чему стремился Конфуций, – гармоничного общества, зиждущегося на любви детей к родителям и почтении к стоящим выше по иерархической лестнице. Доставка из Китая идей конфуцианства в иные страны породила волну идеализма в философских течениях.
Для конфуцианцев не было таких нарушений норм общежития, в которыми бы не справился сам человек, о которых не рассудил бы по привитым ему с детства нравственным понятиям, – а значит, и наказания либо судебной защиты в морально-этических спорах древности не требовалось.
Другая ветвь законотворцев в Древнем Китае – так называемые «легисты» ратовали, наоборот, за наказания, не допуская возможности судить о поступках самому человеку. Нет, обязательно должен быть третейский судия, вооруженный знанием общепринятых норм поведения и различных девиаций, подлежащих рассмотрению.
Во время расцвета легизма конфуцианство подверглось гонению, а победившая партия разработала систему наказаний, подчас жесточайших, мотивируя это благом человека, по сути защищавших знать и высшее чиновничество, утверждавших, что власть правителя абсолютна.
На смену прекрасной эпохе идеализма пришел жесткий диктат…